08.01.2018

Таяние льда останавливает развитие флоры и фауны в Арктике

По данным ТАСС: http://tass.ru

Сотрудники Мурманского морского биологического института (ММБИ) завершили масштабную экспедицию в Арктику, в ходе которой сделали ряд открытий о морской флоре и фауне. Как рассказал ТАСС заместитель гендиректора ММБИ, доктор биологических наук Павел Макаревич, в частности удалось выяснить, почему освобождающаяся при таянии льда акватория остается незаселенной.

Одним из главных итогов экспедиции, по словам Макаревича, стало фиксирование того факта, что таяние льда из-за потепления не приводит к росту так называемой продуктивности океана, то есть росту численности представителей флоры и фауны. "Раньше считалось, что чем меньше льда, тем больше солнца получит флора, тем сильнее будет фотосинтез и развитие планктона, а за ним и животного мира, рост популяции в том числе промысловых видов. Но исследования этого не подтвердили, <...> и мы нашли научное объяснение этому", - сказал ученый.

Мурманские биологи объясняют такую ситуацию тем, что лед является естественным хранилищем спор планктона, которые вмерзают в него, а весной при таянии "засевают" дно. Поэтому если льда нет, то этот процесс останавливается, и планктон не размножается. Как следствие, не приходит рыба и морские животные. Вместе с тем мурманские ученые считают, что уменьшение площади льдов носит временный характер, поэтому вскоре должен начаться обратный процесс. Другие результаты экспедиции, в том числе касающихся загрязнения Арктики, станут известны после обработки собранных проб, что планируется сделать примерно к февралю 2018 года, добавил Макаревич.

Рейс на Шпицберген

Архипелаг Шпицберген уникален для ученых, поскольку позволяет изучать природу Арктики в привязке к хозяйственной деятельности, которая ведется на нем очень давно. ММБИ проводит научные исследования в районе архипелага с 1960-х годов. Эта экспедиция стала продолжением исследований, начатых в апреле и июле. Для проведения работ институт получил средства от Федерального агентства научных организаций.

Тридцатидневный рейс научно-исследовательского судна (НИС) ММБИ "Дальние Зеленцы" проходил в район Шпицбергена. Как сообщили в институте, ученые работали в территориальных водах архипелага - в Ис-фьорде, также исследования проводились по маршруту в Баренцевом и Норвежском морях. НИС "Дальние Зеленцы" является единственным российским научным судном, работающим в территориальных водах архипелага Шпицберген. Этому способствует договор о совместных исследованиях между ММБИ и Университетским центром на Свальбарде (UNIS).

Мурманские ученые совместно с коллегами из Института Арктики и Антарктики (ААНИИ) и Университетского центра на Свальбарде в условиях полярного дня в июле и полярной ночи в ноябре провели широкий комплекс исследований. Измерялась температура, соленость, гидрохимические показатели морской воды, отбирались пробы микроорганизмов и зоопланктона, для оценки антропогенного влияния отобраны пробы морской воды, донного осадка на химическое и радиоактивное загрязнение.

От планктона до китов

В целом экспедиции этого года позволили мурманским биологам открыть много новых фактов. Как ранее сообщал ТАСС Макаревич, сотрудники института смогли обнаружить микроводоросли на глубине в 300 метров. Раньше предельной глубиной считалась отметка в 40-50 метров, поскольку глубже не проникает солнечный свет.

Еще одно открытие касалось самых крупных животных Арктики - гренландских китов, точнее восточно-атлантической популяции этого вида, занесенной в Красную книгу. Ее представителей в мире - всего около 100 особей. Мурманские ученые за время экспедиции вдоль кромки льдов в апреле смогли увидеть 12 китов.

Отметили ученые и изменения, связанные с потеплением, которое отражается и на температуре воды. По данным экспедиций, вслед за отступающим льдом на север двигаются и теплолюбивые виды растений и животных. Так, за весеннюю экспедицию ученые обнаружили около 15 видов планктона, которые раньше в таких широтах не обитали.

Мигрируют и животные, так называемые донные сообщества - моллюски, крабы, некоторые рыбы. Ученые обнаружили иглу-рыбу - арктическую родственницу известной рыбы из Красного моря - на сотни километров севернее мест, которые считались границей ее обитания.

Ученые: заповедник на Васюганских болотах в Сибири позволит изучать климат всей планеты

По данным ТАСС: http://tass.ru

Глава исследовательского направления проекта ТГУ "Транссибирский научный путь" Сергей Воробьев отметил, что Васюганское болото "имеет большое значение в области регулирования мирового климата".

Создание заповедника на Васюганских болотах на территории Томской и Новосибирской областей, утвержденное постановлением правительства РФ, позволит заняться изучением процессов, которые влияют на климат всей планеты. Такое мнение озвучил ТАСС во вторник глава исследовательского направления проекта Томского государственного университета "Транссибирский научный путь" (направлен на изучение климата, экосистем и ландшафта Сибири) Сергей Воробьев.

Ранее во вторник сообщалось, что премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановление о создании заповедника площадью 614,8 тыс. гектаров в Томской и Новосибирской областях, на территории Васюганских болот, по площади превышающих территорию таких стран как Дания или Швейцария. Он стал первым заповедником в обоих регионах.

"Васюганское болото - самое большое в мире и имеет большое значение в области регулирования мирового климата. Это индикатор глобального климатического цикла. Мы можем сказать, что если изменения происходят на Васюганском болоте - одной из самых устойчивых систем [в природе], - то значит во всем мире происходит что-то, о чем точно нужно задуматься", - сказал Воробьев.

Директор проекта "Транссибирский научный путь" Алла Борило, в свою очередь, пояснила ТАСС, что создание заповедника позволит сформировать международный коллектив ученых на базе центра, созданного в ТГУ, которые займутся исследовательской работой на Васюганских болотах. Какие именно исследования планируется проводить, она не уточнила.

"Наши ученые занимались проблемой создания заповедника уже в течение 15 лет. Наконец-то заповедник будет создан, две трети его находятся в Томской области и треть в Новосибирской", - отметила собеседница агентства.

Первый федеральный заповедник

Как рассказал ТАСС руководитель департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области Сергей Трапезников, решение о том, как будет организован штаб дирекции заповедника, и кто его возглавит, примет экспертный совет Министерства природных ресурсов и экологии РФ в течение 2018 года.

"Это первый федеральный заповедник на территории Томской области. Поэтому в регионе будет создана отдельная структура. Ученые будут помогать сохранению важных биосферных процессов этой уникальной территории", - сказал Трапезников.

Большое Васюганское болото площадью 5,3 млн гектаров находится в Западной Сибири, на территории Томской, Омской и Новосибирской областей.

Оно имеет сложную ландшафтную структуру в ненарушенном состоянии, здесь обитают редкие и исчезающие виды растений и животных, занесенные в Красную книгу РФ и охраняемые международными договорами.

Это стратегическое хранилище пресной воды (400 кубических километров), также там содержится порядка 2% мировых запасов торфа.

Болота являются природным охладителем климата, они изымают из атмосферы углерод - основу парниковых газов. Васюганское болото в 2007 году включено в предварительный список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, и, как отмечали ранее в администрации Томской области, после создания заповедника болото окончательно войдет в список Всемирного наследия.