01.01.2017

Птенцы умеют узнавать «родную речь»

Биологи из Института науки и технологий Окинавы (Япония) выяснили, каким образом птенцы способны различать пение своего вида и обучаться ему. Оказалось, что важнее всего для узнавания не сами звуки, а паузы между ними.

В ходе специального эксперимента юных зябликов выращивали птицы другого вида — бенгальские вьюрки. Птенцы научились характерным для «приемных родителей» напевам, однако длительность промежутков между ними у них осталось такой же, как у других зябликов. По словам ученых, воспитанные вьюрками зяблики пели песни вьюрков, но с зябликовым акцентом.

Исследователи пришли к выводу, что именно длительность этих пауз является отличительной чертой конкретного вида и является врожденной, в то время как самим напевам они обучаются, подражая взрослых особям.

Также был описан соответствующий процесс в мозге птиц. Ученые зафиксировали активность в слуховой коре и выяснили, что за восприятие самих напевов и промежутков между ними отвечают разные зоны. При этом оказалось, что у птиц, которые родились и выросли в естественных условиях, отвечающие за восприятие пауз нейроны неактивны, если пение содержит другие паузы, даже если сами звуки те же. Таким образом, именно характерные паузы являются своеобразным индикатором «родной речи» у птиц — ориентируясь на них, птенцы отличают пение своего вида от пения других видов.